Галерея
«VILNIUS»
библиотеки № 18 г. Минска представляет выставку, посвященную памяти полоцкого
художника Анатолия Павлыго. Работы этого живописца можно смело отнести к ярким
примерам классического реалистического пейзажа.
Казалось
бы, реалистический пейзаж, ничего нового, кто-то скажет, что и ничего
интересного, что могло бы взволновать, заставить задуматься. К тому же очень
часто реализму, а особенно реалистическому пейзажу отводят второстепенную роль.
И надо отметить, что это совершенно необоснованно, а работы Анатолия Павлыго в
очередной раз это доказывают.
На
полотнах художника в основном изображены виды окрестностей Полоцка. Работы
пронизаны любовью к родной земле, полям, лесу и многому другому, чего мы в
своей повседневной жизни часто не замечаем. В них есть радость и тепло,
душевное спокойствие и что-то неуловимо легкое, подталкивающее к философским
размышлениям.
Отсутствие
броских деталей, чистота и прозрачность воздуха, простые и непритязательные
виды – вот, что отличает картины Анатолия Павлыго, выполненные в лучших
традициях реалистического пейзажа. Мастерская передача полутонов и теней,
выразительность цвета позволяли автору передать всю свою любовь к природе.
Невозможно сказать, что природу в каком-то ее состоянии художник не любил. Так,
на его полотнах есть и туманное майское утро, пропитанное свежестью, и весна с
ее рыхлым снегом («Снег тает», «Март»), и осень с переливами охристых красок
(«Осеннее», « Осень»), и богатое знойное лето, и прозрачная зима со своим изяществом
и ощутимым холодным дыханием («Февраль», «После снегопада»). Самые обычные
детали пейзажа – стога, дома, деревья на картинах Анатолия Павлыго превращаются
в гармоничное единство, притягательное возникающим ощущением глубокого
сопереживания и единения. Можно сказать, что это объединяет его работы с
картинами Левитана, в которых есть та же сдержанность цветовой гаммы и
серьезность.
Стоит
отметить любовь художника к изображению природы в переходных ее состояниях –
утро, сумерки («Утро», «Берег реки», «Вечер»). Сколько лирики в его утренних
туманах, первых проблесках солнца, в утренней заре! Он был поэтом, который
чутко и с любовью передавал все настроения природы, объединяя их с чувствами
человека. Особенно следует выделить «лунный цикл» - серию пейзажей,
изображающих лунные ночи в Вороничах («Тихая светлая ночь», «Полнолуние», «Луна
взошла» и др.). Таинственный свет луны, блики на траве и деревьях, лунные
дорожки – все это запечатлено на полотнах, пронизанных атмосферой
таинственности, спокойствия и, в какой-то степени, одиночества.
Художник
Сергей Романович однажды написал, что «любовь к действительности есть тот
скрытый огонь и тепло, которые мы необъяснимо чувствуем и которые, послужив
побудителем к созданию произведения, навсегда сохраняют его от смерти». Работы
Анатолия Павлыго, которые мы имеем возможность сегодня увидеть в зале галереи «VILNIUS», являются частью
великолепного и бессмертного наследия белорусских живописцев реалистической
школы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий