Кружок "Кудесница"

  Мастер-класс по теме: "Декупаж. Вязание спицами, крючком."
 24 декабря 2014г. состоялась предрождественская встреча всех членов клуба. Были подведены итоги уходящего года и обсуждены темы встреч на Новый 2015 год. 





Мастер-класс по теме: "Пэчворк. Лоскутное шитье."
 
В ноябре 2014г.  состоялась очередная встреча участниц клуба "Кудесница" по теме: "Пэчворк.Лоскутное шитье."
Мастер-класс провела Змачинская Галина Львовна.

Patchwork — лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.



Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.



Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. 

 
В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани.
 
Мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой.
 
Лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
 
Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

 Мастер-класс по теме: "Вязание крючком и спицами."

В сентябре 2014г.  состоялась встреча участников клуба "Кудесница" по теме: "История возникновения вязания. Вязание крючком и спицами."
Мастер-класс провели: Кремер Елена Владимировна и Дуденкова Татьяна Михайловна.




История возникновения вязания продолжает волновать умы исследователей, поскольку она не вполне ясна по сей день. Вязаные изделия недолговечны, и самые древние экспонаты, по-видимому, не сохранились. Многие ученые спорят по этому поводу. Самый древний экспонат был найден в Египте.




Трудно сказать что появилось раньше - вязание одежды спицами или изготовление вязаных изделий крючком.
Вполне вероятно, что первые мастера и мастерицы вязали вообще без инструментов - на пальцах.




Интересно, что вязание сначала было исключительно мужским ремеслом. Мужчины были категорически против того, чтобы женщины составляли им конкуренцию.

 

В наше время вязание крючком стало модным видом рукоделия. Крючком вяжут тонкие стильные вещи, теплые элементы одежды, украшения, сумки, предметы интерьера, цветы, игрушки.





Имея крючок, спицы и нитки можно связать все что угодно. В искусстве вязания много общего с вышивкой, кройкой и шитьем, ткачеством. Спицами создаются уникальные модели, помогающие подчеркнуть свою индивидуальность.

Отчетная итоговая  летняя выставка мастериц клуба "Кудесница".

1 июня 2014г. была открыта  выставка изделий, сделанных руками участниц клуба, по разным видам декоративно-прикладного искусства.


Особенно хочется отметить работы
Ольги Кудряшевой(пошив кукол-травниц).




  Томмиско Тамара Григорьевна -  овладела навыками вытинанки (вырезание орнаментов и композиций из бумаги).



 Павловская Жанна Ивановна - покорила всех своими  флористическими работами и ленточной техникой.


Татьянок Алла Герасимовна овладела техникой пошива кукол.




Захарова Зинаида Вениаминовна показала свои изделия из бумаги (вытинанка). 



 Лещ Надежда Константиновна увлеклась лозоплетением и флористикой.



 Садовская Жанна Демьяновна продемонстрировала свои вязаные изделия (кофты, юбки, шляпку.)


 
Куклина Лариса Владимировна и Праженик Мария Александровна овладели техникой росписи по керамике (расписанные колокольчики).  





Мастер-класс по теме: "Лоскутная техника.Пошив кукол."

Наше детство связано с какими-то образами. Один из них - кукла. Это символическая игрушка.

 На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.



    Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

Более того, кукла, сшитая из текстиля, менее травмоопасна, чем пластиковые аналоги, и нет вероятности, что игрушка будет токсична, особенно если самому шить куклу для ребенка. Набивают готовую куклу либо ватой, либо качественными синтетическими материалами. При сшивании также важно учитывать возраст ребенка: маленьким (до трех лет) детям не рекомендуется сшивать куклы с глазами из бусин – их легко оторвать и проглотить. Можно такие элементы лица вышивать мулине.

Но кукла – не только элемент игры для детей. Это прекрасный декор для дома. Особенно модно сейчас украшать дом куклами Тильда. Кроме того, шитье кукол – это творчество, оно может стать приятнейшим времяпровождением, возвращающим любого в детство. Издревле женщины шили куклы, изготавливались они из любых остатков тканей и ниток.

Мастер-художник Афанасьева Юлия демонстрирует  пошив куклы травницы.
Кукла травница (кубышка) наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни
Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.


Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стеганных изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

  Мастер-класс по теме: "Керамика. Роспись керамических изделий".
  21 января 2014г. состоялась 5-я встреча участников кружка "Кудесница" по теме: "Керамика".

Занятия проводила мастер-керамист, художница    Афанасьева Юлия Евгеньевна. Она рассказала об истории возникновения керамики. Продемонстрировала свою личную коллекцию изделий из керамики разных стран


В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы

  Роспись по керамике известна с давних времен. Еще античные ремесленники украшали керамическую утварь изображениями сценок из жизни, различными флористическими мотивами или геометрическими узорами. Благодаря росписи предметы из керамики становятся необычайно красивыми, а простой керамический горшок может стать произведением искусства.


Роспись керамики - это сложная и кропотливая работа. Выполняется она специальными красками на водной или органической основе, с последующим обжигом или без него.


 Мастер-класс по теме: "Лозоплетение".
 24 декабря 2013г. состоялась предрождественская встреча всех членов клуба. Были подведены итоги уходящего года и обсуждены темы встреч на Новый 2014 год. 






 Головач Елена Федоровна, мастер по лозоплетению, провела  интересный мастер-класс по лозе. Лозоплете́ние — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала — «лоза» произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Техника плетения из лозы может быть самой разнообразной.


Члены кружка узнали, где и какую лозу можно собрать у нас в Минске, недалеко от дома. Как лозу изготавливают и хранят. Это чем-то схоже с тягой к вязанию и прочим рукоделиям. Однако следует отметить, чем хорошо плетение  лозы, так это равным интересом, как женщин, так и мужчин. Для мужчины вроде бы не серьезно заниматься вязанием или вышивкой (хотя это чистейший предрассудок), а вот плетением из лозы – в самый раз. В то же время, плетение не требует титанических физических усилий и им вполне успешно занимаются женщины, дети, пенсионеры. Хочется добавить, раз уж упомянули о времени требуемом на плетение: чем опытнее плетельщик, тем меньше у него уходит времени на изготовление того или иного изделия.                      
Елена Федоровна Головач продемонстрировала свои необычные новогодние елочки, сделанные из лозы.Такие елки, сделанные своими руками, очень оригинальны и неповторимы. 
Для изготовления Елочки нам понадобятся:
1. Веточки, не толстые, не ломкие, живые
2. Круглогубцы
3. Бокорезы, а лучше - секатор.
 Выбираем 2 веточки, которые станут основой нашей елки,сгибаем их пополам, вкладываем друг в друга. Теперь начинаем оплетать нашу основу: сначала оплетаем по 2 веточки вместе, с каждой стороны по 2-3 раза. Затем начинаем оплетать каждую из веточек-основ отдельно. Чтобы веточки не трескались при сгибании -  в месте сгиба их можно "промять" круглогубцами. Плетем, пока не надоест или пока не закончатся веточки. Обрезаем все лишние и торчащие ветки, елочка готова. Украшаем  на свой вкус.

 Праздничный стол украсила бутылка шампанского в стиле"декупаж"  и домашние пироги.  До встречи в Новом 2014 году!!!
 
                   
 Мастер-класс по теме: "Вытинанка". 

  27 ноября 2013г. состоялась 2-я встреча участников кружка "Кудесница" по теме: "Вытинанка".

Занятия проводила мастер вырезанки Слюнченко Валентина Антоновна. Она продемонстрировала интересный слайд-фильм об истории возникновения вытинанки, показала свою коллекцию книг и личных работ.
 

Что такое вытинанка? Это ажурный узор, вырезанный из бумаги черной, белой или цветной. Если быть точнее, то это техника вырезания из бумаги.
 
И в каждой местности вытинанака приобретала стилистические и содержательные особенности, присущие мировосприятию людей, живших здесь. От аппликации её отличает то, что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную вытинанку поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку.

Современная белорусская вытинанка характерна своей богатой и разнообразной тематикой, техникой исполнения, оригинальными дизайнерскими решениями, но при этом всегда ориентируется на народные традиционные мотивы.

Бумажные вырезки в разных странах стали называться по-разному. В России, Белоруссии и на Украине оно получило название «вытинанка», от украинского «вытинать» - вырезать.
Самым простым и всем знакомым примером вытинанки является новогодняя снежинка.



Основной материал в этой технике – бумага, а инструмент – ножницы (причем бабушки вырезали теми, что предназначены для стрижки овец).


На территории Беларуси с XVI века стала распространяться в среде знати силуэтная вырезка (черно-белые реалистичные изображения людей, природных мотивов, бытовых сцен). Народная вытинанка отличалась от силуэтной техникой исполнения. Бумага складывалась либо гармошкой, либо  2 раза пополам и затем в виде треугольников, либо только пополам и по сторонам вырезались простые ажурные узоры. Таким образом отдельные элементы  были симметричны.

Мастер-класс по теме: "Флористика. Составление флористических композиций".


6 ноября 2013г. состоялась 1-я встреча участников кружка «Кудесница» по теме "Флористика. Составление флористических композиций".


Флористика — (от англ. flora, но скорее всего от англ flowers) разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т.д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
Мастер-флорист Дуденкова Татьяна Михайловна провела познавательную лекцию, познакомила всех с удивительным и неповторимым миром трав, цветов и деревьев, а также продемонстрировала интересные книги по флористике.              

Флористические техники.

  1. Основные: расстановка, втыкание, посадка и др.
  2. Декоративные: нанизывание, наслаивание, плетение, связывание в узел и др.
  3. Защитные: защита от влаги, защита от испарения, тейпирование, воскование и др.

Виды флористических работ

  1. Композиция в сосуде.
  2. Букет — композиция из цветов, собранная в руках. Основная техника — связывание.
  3. Флористический венок.
  4. Коллажи, панно, ширмы.
  5. Гирлянда.
  6. Флористический объект. Флористика или цветочный дизайн — это искусство создания композиций или букетов из срезанных цветов, листьев, трав,  ягод, плодов, орехов, декоративных трав  в вазах, шарах, корзинах и других сосудах. Натуральные растения можно дополнить искусственными (самодельными) цветами и растениями, использовать для создания композиции камни, ткань, металл, пластик и другие материалы.                
Открытие кружка "Кудесница".


4 октября 2013г. в библиотеке №18 (в галерее «Вильнюс») состоялась первая организационная встреча участников кружка по декоративно-прикладному искусству«Кудесница». Лидер кружка: Кремер Елена Владимировна.



Все члены кружка познакомились между собой, обсудили темы будущих занятий и мастер-классов, решили организационные вопросы.

Темы будущих занятий:
1. Флористика. Составление флористических композиций.
2. Вытинанка.Вырезанка.
3. Лозоплетение.
4. Керамика. Роспись керамических изделий.
5. Бисероплетение.
6. Пошив мягких игрушек.Лоскутная техника.
7. Выжигание по ткани (гильоширование).
8. Вышивание (крестиком, полукрестиком, гладью, гобеленовый шов).
9. Декупаж. 
10.Валяние.
11.Батик.
12.Вязание крючком, спицами.

 Встреча всех участников кружка завершилась 
в теплой и дружеской обстановке за чашечкой чая.

 



1 комментарий:

  1. Просто замечательно, что в библиотеке можно получить такие знания

    ОтветитьУдалить